История завода

В январские дни 1913 года началась биография Владикавказских железнодорожных мастерских ныне Акционерного общества «Владикавказский вагоноремонтный завод им. С. М. Кирова». В годы гражданской войны коллектив завода в неимоверно тяжелых условиях восстанавливал вагоны для нужд армии. За время первых пятилеток железнодорожные мастерские с кустарным производством выросли в предприятие, способное ремонтировать грузовые, пассажирские и служебные вагоны.

С началом войны в 1941 году, завод в считанные дни перешел на выпуск продукции для нужд фронта. Был налажен выпуск специальных поездов-заводов на рельсах - для ремонта самолетов, увеличился также выпуск банно-прачечных, санитарных составов, которые сразу же отправлялись на фронт. В сентябре 1943 года на заводе был построен бронепоезд «Владикавказец», который участвовал в обороне Кавказа, Тамани, Украины. Один из цехов завода переводится на выпуск 76-миллиметровых снарядов.

На территории завода был размещен эвакуированный Папаснянский вагоноремонтный завод. В послевоенные годы завод наращивал выпуск грузовых, пассажирских вагонов и поставку запчастей для сторонних заказчиков. В 1960-1970 годы была произведена частичная реконструкция сборно-пассажирского цеха, цеха ремонта грузовых вагонов. Построены: монтажное, редукторное, демонтажное и роликовое отделения колесного цеха.

В 1973 году построен цех ремонта специальных цистерн и по решению МПС освоен их ремонт. В 1978-1980 годах завод, единственный в МПС, освоил ремонт битумных полувагонов. В этот период годовой выпуск грузовых вагонов составил более 2000 единиц, а пассажирских более 500 в объеме КР-1. В 1985 году была начата реконструкция литейного цеха с установкой двух литейных печей ДСП-1,5, что позволило увеличить выпуск литых запасных частей для подвижного состава. В 2000 году МПС было принято решение специализировать завод на ремонте пассажирских вагонов с освоением новых видов ремонта КР-2, КВР. Что и было осуществлено. Уже в 2001 году первые вагоны, отремонтированные в объеме КР-2, вышли из цехов завода.

Для дальнейшего наращивания объемов производства и освоения новых видов ремонта, а также для перехода на выпуск вагонов повышенной комфортности, МПС в 2001 году было принято решение о реконструкции завода со сносом существующего пассажирского цеха и других цехов, попадающих в пятно застройки, и строительства на их месте нового корпуса оснащенного современным оборудованием. В ноябре 2003 года был введен в эксплуатацию новый вагоноремонтный цех общей площадью 19752 м2.

Расчетная проектная мощность комплекса - 250 вагонов в объеме КР-2 при условии двусменного режима работы. В рамках реконструкции завода в колесном цеху было построено новое демонтажно-моечное отделение, на площадях которого расположено новое оборудование, поточные линии, балансировочный комплекс для скоростных колесных пар 141-160 км/ч, позволившие колесному цеху выйти на мощность 8000 колесных пар в год.